Гончаров Павел Николаевич Подпись

общественная приемная депутата Воронежской Областной Думы V созыва

Гончарова Павла Николаевича

Главная / Новости / Отходы-в доходы

Отходы-в доходы

05.06.2013

В понедельник, 3 июня, губернатор Алексей Гордеев встретился с главой департамента природных ресурсов и экологии области Алексеем Карякиным. Они обсудили вопросы обращение с отходами производства и потребления. Сейчас мусор является главной причиной загрязнения окружающей среды, даже более серьезной, чем транспортные выхлопы.

По словам главного эколога, на территории региона существует 13 лицензированных полигонов и более 400 санкционированных свалок.

Сейчас в Воронежской области разрабатывается комплексная схема обращения с отходами. Она предполагает создание межмуниципальных комплексов, включающих полигоны твердых бытовых отходов и мусоросортировочные пункты.

В приоритете будет не захоронение ТБО, а вторичная их переработка. То есть мусор будут использовать как сырье или альтернативную энергию.

Губернатор одобрил проводимую работу и отметил, что данная концепция должна лечь в основу формирования системы отходоперерабатывающей индустрии в регионе и способствовать привлечению инвестиций в эту сферу.
Тем временем в Минприроды России подготовлен проект поправок ко второму чтению закона «Об отходах производства и потребления». Главное нововведение: учреждение федерального (вероятно, также и региональных) экологического фонда, через который будет вестись утилизация мусора. Эта схема будет напоминать современные дорожные фонды. При этом можно будет говорить о повсеместном отказе от мусорных свалок и переходу к переработке мусора. Суть нововведения в том, что в экологические фонды будут поступать так называемые «окрашенные» деньги. Иными словами, финансирование будет идти не из бюджетов федерального и регионального, а напрямую, посредством аккумулирования утилизационных сборов.

Напомним, что дорожный фонд пополняется за счет транспортных налогов и акцизов на бензин. На данный момент после его возрождения (2010 год) в федеральном дорожном фонде накоплено 450 млрд. руб, а в региональных — 471 млрд. Без малого триллион рублей.
Собственно, таких же финансовых показателей можно будет достичь и в переработке мусора. Если мы доведем экологические фонды до триллиона рублей, то появится возможность ежегодно вводить в строй не менее 30-40 мусороперерабатывающих заводов и закрывать столько же свалок. Расчет здесь простой: средняя стоимость импортного мусороперерабатывающего завода средней мощности — 250 млн. евро. Ликвидация одной свалки стоит примерно столько же. И тогда примерно через 10 лет проблема ликвидации мусора и его переработки в России будет практически решена.

А самое главное, будет установлен утилизационный сбор (опять же, как на автомобили) на холодильники, стиральные машины, микроволновки, пылесосы и тому подобное. При этом из-за высокой конкуренции на российском рынке производителей и продавцов бытовой техники существенного повышения цен не произойдет. Тем более далеко не на все бытовые товары будет введен утилизационный сбор. Скорее всего, в этот список войдут товары, требующие наиболее сложной и дорогостоящей переработки.
Не менее важным является и то, что предлагается передать часть полномочий по утилизации мусора с муниципального уровня на региональный в связи с тем, что местные органы самоуправления часто не справляются с возложенными на них функциями. Идея разработчиков законопроекта из Минприроды получила поддержку Президента РФ.

Кроме того, строительство и ввод в эксплуатацию мусоропереработки подразумевает и раздельный сбор мусора с населения. То есть пищевые отходы, бумага, стекло, пластик должны собираться в разные контейнеры, как это уже давно делается в ряде цивилизованных стран. Кстати, такой опыт успешно используется в подмосковной Дубне.

Депутат Воронежской областной Думы, председатель комитета по экологии и природопользованию Павел Гончаров уверен:
- Мусоропереработка - вещь затратная и сложная, опыт стран , где она введена , показывает, что население пришло к раздельному сбору мусора не сразу. Кое-где даже вводились значительные штрафы за загрязнение контейнеров непрофильным мусором. Так что без введения системы жестких экологических штрафов тему полномасштабной утилизации отходов с места не сдвинешь. Пройдет достаточно много времени, прежде чем изменится менталитет населения. Но другого пути нет- с ростом большим городов проблема утилизацию выходит на первый план. А Воронеж уже — город-миллионник.